Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.(Статья в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ.

Комментарий к статье 107 ЖК РФ

1. Жилье в домах системы социального обслуживания населения предназначается для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг (см. комментарий к ст. 96).

Согласно комментируемой статье порядок и условия предоставления такого жилья устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся: установление основ федеральной политики в области социального обслуживания; принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением и т.д. (ст. 20 Закона об основах социального обслуживания).

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: обеспечение реализации Закона об основах социального обслуживания; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (ст. 21 Закона об основах социального обслуживания).

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания (далее - стационары) предоставляются гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной либо временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению (ст. 5 и 20 Федерального закона от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" - далее Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

2. Граждане помещаются в такие стационары по их личному письменному заявлению, а если они не достигли 14 лет или признаны (в установленном порядке) недееспособными - по письменному заявлению их законных представителей.

На администрацию стационаров возложена обязанность выделять супругам изолированное жилое помещение (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов). Следовательно, прочим проживающим в основном выделяются комнаты на 2 и более человек.

3. Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в данном населенном пункте. Эта статья не обозначает в качестве исключения предоставление жилья в стационарах.

Следует отметить, что граждане пожилого возраста и инвалиды сохраняют занимаемые ими жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда в пределах 6 месяцев с момента поступления в стационар, а если в этих помещениях остались проживать члены их семей - в течение всего времени пребывания в стационаре (ст. 12 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).

4. Наниматель жилого помещения в стационаре (помимо общих положений) имеет право на:

организованный отдых и культурное обслуживание;

пользование помещениями для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, трудовой деятельности;

пользование телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;

прием посетителей как в выходные и праздничные, так и в рабочие дни - в дневное и вечернее время;

сохранность личных вещей и ценностей и т.п. (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).

Условия проживания в стационарах определяются договором о стационарном обслуживании граждан. Администрация обязана соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность проживающих; выделять супругам изолированное жилье для совместного проживания и проч. (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).

5. В соответствии со ст. 99 ЖК РФ заключение договоров найма жилых помещений обязательно для всех видов специализированного жилья (кроме жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан - ст. 98 ЖК РФ).

Однако обратимся к актам, регламентирующим вопросы предоставления и пользования жилыми помещениями в учреждениях социального обслуживания (а также фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев, см. ст. 97 ЖК РФ).

Условия проживания граждан в учреждениях социального обслуживания (стационарах), взаимные права и обязанности, в том числе жилищные, определяются договором о стационарном обслуживании граждан.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ предусмотрено: принятие актов о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах, входящих в состав собственности Российской Федерации; разработка формы примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждением социального обслуживания и гражданами или их законными представителями. Порядок и условия предоставления жилых помещений в домах социального обслуживания, являющихся собственностью субъекта РФ, определяются региональным законодательством. Следует также отметить, что права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарах, определены в Законе о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

Изложенное свидетельствует о том, что договор найма жилого помещения в данном случае носит "подчиненный" характер, попадая в зависимость от регулируемых соответствующим законодательством отношений по социальному обслуживанию граждан <1>.

--------------------------------
<1> В числе типовых договоров найма специализированных жилых помещений договор найма в домах системы социального обслуживания населения не значится - Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.

6. Прекращение жилищных отношений в домах социального обслуживания является следствием того, что прекратились отношения по социальному обслуживанию.

Так, ст. 15 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов предусматривает возможность отказа от услуг стационарного учреждения по письменному заявлению граждан или их законных представителей.

Администрация стационара вправе обратиться в суд по вопросу перевода граждан, постоянно нарушающих установленный порядок проживания, в специальные стационарные учреждения (ст. 20 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).

Другой комментарий к статье 107 ЖК РФ

1. Комментируемая статья носит отсылочный характер. Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, а также порядок пользования такими жилыми помещениями на федеральном уровне установлены, в частности, подп. 10 п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 16, ст. 21 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198), Постановлением Минтруда России от 17 мая 2002 г. N 35 "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (БНА. 2002. N 26).

В Санкт-Петербурге данные вопросы регулируются Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 г. N 1163 "О жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения" (Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2007. N 11).

2. В том случае, если гражданин занимает жилое помещение по договору социального найма, то это само по себе не препятствует предоставлению ему жилого помещения в домах социального обслуживания населения.

К данному выводу можно прийти при анализе норм подп. 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198). В соответствии с указанными нормами за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, сохраняются в течение шести месяцев с момента их поступления в стационарное учреждение социального обслуживания занимаемые ими по договору найма или аренды жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

Таким образом, жилые помещения в домах системы социального обслуживания могут предоставляться в том числе и нанимателям по договорам социального найма. Такую же позицию занимает Ю.П. Свит (см.: Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения // Жилищное право. 2005. N 3. С. 11).

3. Полагаем, что приведенная норма о сохранении жилого помещения за лицом, которому предоставлено помещение в доме системы социального обслуживания, только на шесть месяцев является неконституционной в той части, в которой допускает прекращение прав на помещение, которое занимало лицо до предоставления ему помещения в доме системы социального обслуживания, по истечении шести месяцев с момента предоставления такого помещения даже в тех случаях, когда указанное лицо проживает в жилом помещении в доме системы социального обслуживания не постоянно, а временно.

В данном случае объективные критерии ограничения прав гражданина, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, отсутствуют. Также об этом см.: Городов О.А. Жилищное право: Учебное пособие. М., 2001. С. 128.

4. По смыслу ч. 3 ст. 92, ст. ст. 96, 100 ЖК и коммент. ст. жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения могут предоставляться только по договорам найма специализированных жилых помещений.

Л.Ю. Грудцына допускает возможность занятия инвалидами специально оборудованных жилых помещений в домах государственного, муниципального жилищного фонда по договору аренды (см.: Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 283). С учетом приведенных выше норм данная позиция представляется не вполне обоснованной.