(наименование в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.
3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".(Часть дополнительно включена с 9 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ)
Комментарий к статье 14 Жилищного Кодекса РФ
1. Полномочия органов местного самоуправления (представительных, исполнительных) в жилищной сфере сводятся в основном к правоприменительным и контрольным полномочиям (см. п. п. 1, 3, 5 - 9.1 коммент. ст.), хотя допускается и нормотворческая деятельность (п. п. 2, 4). Нормативные правовые акты и правоприменительные акты органов местного самоуправления в жилищной сфере должны соответствовать федеральным актам и актам субъектов РФ.
Ряд полномочий органов местного самоуправления содержится в других статьях ЖК, например, об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ст. 50); об определении категорий граждан, которым предоставляются служебные квартиры в муниципальном жилищном фонде (ст. 104); об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на коммунальные услуги (ст. 157); о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет бюджета отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые регламентированы нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 160); о порядке управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности муниципального образования (ст. 163), и др.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10) расширены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Статьей 32 указанного Закона внесены изменения в ЖК, ч. 1 ст. 14 которого дополнена п. 9.1 следующего содержания: "Определение порядка, получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений".
Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере, не является исчерпывающим, что следует из подп. 10 п. 1 коммент. статьи.
2. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются субъектами РФ. Применительно к ним установлен особый порядок определения полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере.
По общему правилу полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, предусмотренные ч. 1 коммент. ст., в городах Москве и Санкт-Петербурге осуществляются органами государственной власти этих городов. Однако в силу ч. 2 коммент. ст. и в случаях, предусмотренных законами Москвы и Санкт-Петербурга, допускается осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 коммент. ст., органами местного самоуправления (органами административных округов, районов).