К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3.1) установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
3.2) определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;
8.2) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;
8.3) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 417-ФЗ)
8.4) осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 417-ФЗ)
8.5) осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ)
9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Комментарий к статье 13 Жилищного Кодекса РФ
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний, губернаторов, правительств, комитетов) в жилищной сфере также представлены как нормотворческими функциями (п. п. 2 - 5, 7 коммент. ст.), так и правоприменительными и контрольными полномочиями (п. п. 1, 6, 8, 8.1 коммент. ст.).
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ проявляются в части управленческих, административных отношений в жилищной сфере. Что же касается гражданских отношений в жилищной сфере, то их регулирование отнесено к ведению Российской Федерации - субъекты РФ не должны проявлять здесь инициативу. Как правильно отмечает В.Н. Литовкин, "принятие на уровне субъектов РФ головных законодательных актов, регулирующих всю группу, весь комплекс жилищных отношений, не имеет под собой нормативного правового основания. жилищное законодательство субъектов РФ не может возглавлять такой концептуальный акт, как жилищный кодекс субъекта РФ" (см.: Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2005. С. 35).
Нормативные правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным нормативным правовым актам. В пределах этого соответствия в них могут быть предусмотрены особенности правового регулирования отношений в жилищной сфере.
Более того, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере, в отличие от соответствующих полномочий органов государственной власти РФ и полномочий органов местного самоуправления, являются открытыми. Это следует из п. 9 коммент. ст., в которой определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере отнесены и иные вопросы, которые не отнесены к федеральным полномочиям и полномочиям органов местного самоуправления (сравните с п. 18 ст. 12 и подп. 10 п. 1 ст. 14 ЖК).
Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере, не является исчерпывающим.
В частности, в ЖК наряду со ст. 13 содержится ряд других норм, предусматривающих дополнительные полномочия органов государственной власти субъектов РФ: о порядке предоставления жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан (ст. 49); о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения (п. 8 ст. 57); об установлении категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98), категорий граждан, которым предоставляются служебные квартиры (ст. 104); об условиях определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) (ст. 156) и др.