1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Комментарий к статье 54 ЖК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:
не представлены необходимые документы (см. комментарий к ст. 52);
представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете;
не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (т.е. 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий).
Решение об отказе должно быть мотивировано ссылкой на один из предусмотренных комментируемой статьей случаев.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
2. Поскольку перечень случаев отказа в постановке на учет является закрытым, это исключает возможность произвольного лишения граждан права получить жилье по договору социального найма.
Другой комментарий к статье 54 ЖК РФ
1. Положения коммент. ст. необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с нормами ст. 52 коммент. закона, регламентирующими порядок и условия принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий жилищный учет, может принять решение об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине недоказанности заявителем финансовой и имущественной (в том числе и жилищной) обеспеченности, дающей ему право постановки на соответствующий учет. В частности, отказ в принятии на учет допускается, если:
1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 коммент. закона документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
2) представлены документы, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Еще одним основанием для принятия решения об отказе в постановке на жилищный учет является неистекший пятилетний срок в случае, когда заявитель, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершил действия, в результате которых приобрел право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, и его злонамеренность доказана (подробнее см. комментарий к ст. 53).
2. Часть 1 коммент. ст. содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако на уровне субъектов РФ, осуществляющих ведение различных видов жилищного учета, но с одной целью - улучшение жилищных условий граждан, для иных видов такого учета (т.е. не связанных с нуждаемостью именно в жилых помещениях) формально могут устанавливаться и иные основания для отказа в постановке на жилищный учет.
Так, в Санкт-Петербурге, где параллельно осуществляется ведение и учета нуждающихся в жилых помещениях, и учета нуждающихся в оказании содействия в улучшении жилищных условий, в силу положений ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) гражданам, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий жилищная обеспеченность стала менее установленного учетного норматива, будет отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий до истечения 10 лет с того дня, когда им было оказано содействие (подробнее см. коммент. ст. 53).
3. Порядок уведомления заявителя об отказе в принятии его на жилищный учет аналогичен порядку, установленному ч. 6 ст. 52 коммент. закона - решение выдается (или направляется) заявителю не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.
Решение об отказе в принятии на жилищный учет может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.