Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; (Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. (Часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.

Комментарий к статье 51 ЖК РФ

1. Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:

а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;

б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

в) неудовлетворительное состояние жилища;

г) состояние здоровья проживающих.

2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору "коммерческого" найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.

Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Самостоятельное основание нуждаемости - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).

Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.

Данное положение Кодекса не ограничивается применением лишь к коммунальным квартирам. Возможны и иные варианты (например, проживание в квартире бывших супругов). Следует иметь в виду, что когда речь идет о коммунальных квартирах, законодатель прямо указывает на это (см. ст. 73, 76, 80 и др. ЖК РФ).

Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.

5. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Дело в том, что постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства (а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).

Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация.

Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О <1>. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.

6. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.

Другой комментарий к статье 51 ЖК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ч. 1 коммент. статьи, определяется в зависимости от:

- наличия у самого гражданина жилого помещения в собственности или найме (социальном) либо наличия у такого гражданина жилищных прав члена семьи собственника (нанимателя);

- жилищной обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы;

- соответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям;

- факта проживания в одной квартире нескольких семей при условии наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно.

Следует обратить внимание на некорректность формулировок п. 4 ч. 1 коммент. ст., так как имеет место неопределенность в толковании: следует ли учитывать при принятии решения о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях одновременно оба приведенных законодателем условия (коммунальное заселение и наличие больного в квартире), либо каждое из приведенных условий имеет самостоятельное равное значение.

2. Принимая во внимание сложившуюся правоприменительную и судебную практику, можно утверждать, что правом состоять на жилищном учете обладают только проживающие в коммунальной (но не в отдельной) квартире члены семьи, имеющей в своем составе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Последняя фраза - и не имеющие иного жилого помещения - имеет существенное значение и, по нашему мнению, призвана оградить от возможного злоупотребления со стороны таких граждан, например, путем умышленного вселения больного в коммунальную квартиру (при наличии другого жилого помещения) в целях принятия на жилищный учет и последующего внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 коммент. закона.

3. В соответствии с положениями коммент. закона (см. ч. 2 и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ) нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны:

а) малоимущие граждане;

б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, законами субъектов РФ и указами Президента РФ.

Таким образом, регламентированный ст. 51 коммент. закона перечень лиц, сформулированный как исчерпывающий, не должен применяться обособленно от положений ст. 49 коммент. закона. Общий порядок, основания и условия признания граждан малоимущими в целях постановки на жилищный учет регламентированы в ст. 49 коммент. закона.

4. Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736).

5. Применительно к жилищной политике Санкт-Петербурга отметим, что при переселении из коммунальной квартиры больного все остальные жильцы не могут быть сняты на этом основании с жилищного учета, так как не отпало иное основание их нуждаемости - факт проживания в коммунальной квартире, который, как отмечалось выше, имеет при определенных, указанных в Законе Санкт-Петербурга условиях самостоятельное значение при решении вопроса о возможности постановки граждан на учет нуждающихся в жилом помещении.

6. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Дополнительно к вышесказанному следует обратить внимание на наличие в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, так называемого "ценза оседлости" (срока, в течение которого гражданин постоянно либо преимущественно проживает в данных населенных пунктах), являющегося обязательным условием для принятия заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановке на жилищный учет не подлежат граждане, соответствующие всем необходимым требованиям, но прожившие в Москве и Санкт-Петербурге на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет. Именно "в общей сложности", но не непрерывно, и исключительно на законных основаниях.

Вопрос о законности введения в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге "ценза оседлости" неоднократно становился предметом судебных разбирательств. При этом правило о сроке постоянного проживания как условии принятия граждан на жилищный учет заявителями сопоставлялось с положениями Конституции РФ о конституционных правах каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, может свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ст. ст. 27, 40).

Обширная судебная практика по данному вопросу едина: такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, вправе самостоятельно урегулировать вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. В качестве примера сошлемся на решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 октября 2007 г. по гражданскому делу N 3-386/07 (СПС "КП").

Ранее разъяснения по данному вопросу были даны и Конституционным Судом РФ, который в своем Определении от 9 апреля 2002 г. N 123-О (РГ. 2002. 31 июля), в частности, указал, что при реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила, которые необходимы для обеспечения принципа справедливости при распределении жилья и направлены на исключение злоупотребления правом со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на жилищный учет.

7. Вводимые в иных субъектах РФ (не Москве и Санкт-Петербурге) условия о необходимости проживания гражданина в определенном регионе определенное время как обязательные для его постановки на жилищный учет в судебном порядке признавались незаконными. Так, например, Закон Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Нижегородские новости. 2005. N 218(3390)) Определением ВС РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14 (СПС "КП") был признан недействующим в части указания в качестве обязательного условия для постановки на жилищный учет проживание граждан на территории Нижегородской области не менее 10 лет.