1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Комментарий к статье 160 ЖК РФ
1. Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов. Сущность компенсации такова: гражданин, имеющий право на компенсацию, несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг в полном размере, потом часть его расходов на эти цели компенсируется предоставляемой гражданину денежной выплатой.
Частью 1 ст. 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Законодательство предусматривает выплату компенсаций ряду категорий граждан. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг имеют члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" // СЗ РФ. 2005. N 32. Ст. 3316.
2. Следует отметить, что предоставление компенсации должно заменить предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 8 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, до изменения законодательства действуют акты, предусматривающие предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Право на льготную оплату жилья (50-процентная скидка) имеют: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды и семьи детей-инвалидов; семьи погибших (умерших) инвалидов войны; реабилитированные и лица, пострадавшие от репрессий, и т.д.
3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых в порядке, установленном ст. 159 ЖК РФ.
Другой комментарий к статье 160 ЖК РФ
1. Наряду с предоставлением субсидий финансовая помощь в оплате жилья оказывается нуждающимся гражданам путем компенсации их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Как правовая форма компенсация расходов по своей экономической сущности близка субсидиям, так как предоставляется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Но если возможность получения субсидии потенциально есть у любого гражданина - пользователя жилья, нуждающегося в финансовой помощи, то право на получение компенсации предоставляется не всем нуждающимся пользователям, а только отдельным категориям граждан.
Категории граждан, которым может быть предоставлена компенсация расходов на оплату жилья, устанавливаются различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами: федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Граждан таких категорий называют обычно льготниками; соответственно, те льготники, которые на основании федерального закона получают компенсации из федерального бюджета, - льготники федерального уровня или федеральные льготники; те льготники, которые получают компенсации из бюджета субъекта РФ на основании закона субъекта РФ, - региональные льготники; льготники, получающие компенсации из местного бюджета, - льготники местного уровня.
Если в бюджете данного публично-правового образования недостаточно средств для выплаты компенсаций льготным категориям граждан, необходимые для этого средства выделяются из бюджета другого уровня в порядке предоставления субвенций. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, субвенции - это "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов".
2. Согласно действующему законодательству, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются таким категориям граждан, как граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и некоторым другим категориям граждан. Было бы целесообразно признать право на получение компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за всеми льготными категориями граждан, которым, согласно подп. 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ, предоставляется право на стандартный налоговый вычет в повышенном размере по налогу на доходы физических лиц.
3. Порядок и условия предоставления компенсаций предусматриваются соответственно в федеральных законах, законах субъектов РФ и нормативных правовых актах органов местного самоуправления. В самом ЖК РФ содержится только одно конкретное правило относительно порядка и условий предоставления компенсаций: согласно ч. 2 коммент. ст., если пользователь жилого помещения получает компенсацию и в то же время претендует на получение субсидии, то при расчете основания и размера субсидии сумма компенсации включается в совокупный доход семьи этого пользователя.
Это правило является общим и обязательным для всех случаев предоставления компенсаций и субсидий, независимо от того, из какого бюджета они выплачиваются.
4. Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (РГ. 2011. 7 июня) коммент. ст. дополнена ч. 3, аналогичной по содержанию ч. 5 ст. 159 Кодекса: условием получения компенсаций гражданами, имеющими право на их получение, является отсутствие у них задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Это условие не абсолютное: и при наличии задолженности компенсация все же может быть предоставлена при условии, если гражданин, имеющий право на получение компенсации, заключит соглашение с предоставляющей жилищно-коммунальные услуги организацией о порядке погашения задолженности ("реструктуризационное соглашение") и представит уполномоченному органу доказательства выполнения им этого соглашения, т.е. представит документы о платежах, которые он совершил согласно графику, предусмотренному в реструктуризационном соглашении.